Диеты при гастрите с пониженной и повышенной кислотностью.

Какие продукты требуется исключить, а какие должны быть в рационе.

Гастрит – воспаление  слизистой оболочки желудка. Заболевание довольно распространенное. Гастрит желудка может возникнуть в ряде неблагоприятных факторов. Причинами гастрита могут стать и неправильное питание, и постоянные стрессы, различного рода воспалительные процессы как в организме так и в желудочно-кишечном тракте. Но медики считают, что основной причиной возникновения гастрита является микроб Helicobacter pylori – Хеликобактер пироли.

Гастрит может проходит в острой форме, а может быть хроническим заболеванием. Гастрит в острой форме распознается сильными болями в животе. При правильной диете и грамотно назначенной терапии заболевание успешно лечится. Но существующая вторая форма гастрита – хроническая коварна тем, что симптомы могут быть выражены не сильно, а с течением болезни, которая не выявлена происходит структурная перестройка тканей желудка. Хронический гастрит распознать порой сложно – нечастые боли, небольшие расстройства пищеварения, все терпимо, но за это время желудок понемногу перестает справляться со своей основной функцией.
С более подробной информацией можно ознакомиться в нашей публикации – Гастрит. Причины возникновения. Симптомы заболевания. Диагностика. Методы лечения.
Лечение гастрита это комплексный подход, включающий в себя как правильно подобранное медикаментозное лечение так и правильно сформированную диету.
Определить тип и выявить причину гастрита в ходе правильно сделанной диагностики,  а также подобрать индивидуальное необходимое лечение поможет врач-гастроэнтеролог нашей клиники «Довира» в Днепропетровске.
Но все лечение будет неэффективным, если вы не будете придерживаться правильной диеты при гастрите. Ведь уже поврежденному желудку необходимо помочь выздороветь, создав ему благоприятные условия. Первым и главным пунктом при лечении гастрита является специальная диета, которая во-первых должна облегчить работу желудка, а во-вторых помочь ему побыстрее выздороветь.
При острой форме гастрита у человека может начаться сильная рвота. В этом случае необходимо отказаться от пищи на сутки. Необходимо пить постоянно, небольшими порциями комнатной температуры воду. На следующие сутки разрешается кушать протертые супы и жидкие кашки.

При гастрите желудка требуется специальная обработка продуктов:

• Мясо должно быть постное,не жилистое, без хрящей. Готовить его следует долго, первый бульон вылить, залить мясо водой вторично и варить на медленном огне до полной готовности. Второй бульон тоже есть больным гастритом нельзя.
  • Овощи необходимо отваривать или готовить на пару.
  • Фрукты – можно употреблять без кожуры и семечек приготовленных в духовке или виде компота.

Основное требование к пище – она должна быть мягкая по вкусу и текстуре, желательно однородная.

От чего следует отказаться при лечении гастрита:

• соль – необходимо употреблять в минимальном количестве
  • нельзя употреблять пряности
  • следует исключить кофе, крепкий черный чай

Гастрит различают двух видов:  с повышенной кислотностью желудка, и с пониженной кислотностью. Исходя из этого диетологами разработаны две диеты для больных гастритом с повышенной и пониженной кислотностью.

Диета при гастрите с повышенной кислотностью:

В первую очередь необходимо снизить кислотность желудка.

• исключить все продукты с выраженными волокнами клетчатки, которые могут повредить и без того воспаленную слизистую желудка. К таким продуктам относятся: мясо, содержащее жилы, редиска, репа, мюсли, хлеб с отрубями,
  • исключить продукты, повышающие кислотность: цитрусовые, газированная вода, черный хлеб, кофе, алкогольные напитки, белокачанную капусту.
  • следить за температурой потребляемых продуктов – пища не должна быть очень горячей или слишком холодной.
  • исключите различного рода сладости, кондитерские изделия
  • нельзя употреблять нежирные кисломолочные продукты, нежирное молоко
  • нельзя употреблять лук и чеснок

Оптимальная температура употребляемых продуктов от 15 до 60 градусов. Для переваривания холодной пищи желудку требуется много сил для переваривания, а горячая еда раздражает и без того воспаленную среду.

Продукты, которые можно употреблять при гастрите с повышенной кислотностью:

• нежирное постное мясо. К такого типу мяса относится куриное мясо без кожи и мясо кролика.
  • очень полезна речная рыба, в которой находится ненасыщенные жирные кислоты, которые благоприятнейшим образом действуют на поврежденную слизистую и способствуют восстановлению поврежденных тканей.
  • все виды жирного молока – коровье, козье, овечье. Молоко необходимо обязательно кипятить.
  • разрешается употреблять белки яиц,
  • морепродукты, за исключением рыбы с хрящами , которые могут поранить и без того слабую слизистую.
  • каши которые разрешены – овсяная и гречневая,
  • овощи – морковка, горошек зеленый , кабачки, свекла, тыква, укроп, петрушка, листья зеленого салата, помидор, но необходимо предварительно снять с него шкурку.
  • фрукты и ягоды малина, клубника, земляника. Лучше употреблять в вареном виде. Если употребляете свежие ягоды и фрукты необходимо их перетереть и есть не на голодный желудок.
  • рекомендуемые чаи – ромашковый чай, чай с мятой, настои шалфея, тысячелистника, полыни

Правила приема пищи при гастрите:

• приемы пищи должны быть не менее 4-6 раз в день. Порции должны быть небольшие
  • пищу необходимо пережевывать тщательным образом,
  • желателен после каждого приема пищи отдых в течении 15 минут . Если есть возможность можно на это время прилечь.

При гастрите нельзя:

• при гастрите запрещается переедание, т.к. это очень нагружает и без того слабый желудок,
  • жевательная резинка – исключить
  • жесткие диеты усугубляют неправильную работу желудка,
  • не контролированный прием пищи под телевизор, рядом с компьютером, и книгой.
  • запрещаются "перекусывания" на ходу.

Диета при гастрите желудка с пониженной кислотностью

Если при гастрите кислотность понижена, происходит некачественное переваривание пищи, что негативным образом отражается на всех органах организма человека. Диета должна строиться таким образом, что бы заставить желудок работать правильно и качественно переваривать пищу. Поэтому следует предпринять следующие меры:

• рекомендуют перед приемом пищи выпить стакан слабогазованной минеральной воды,
  • пищу необходимо есть не торопясь, тщательно пережевывать.
  • фрукты, запеченные в духовке можно употреблять вместе с основными блюдами.

Продукты, которые разрешены при гастрите с пониженной кислотностью:

• мясо нежирных сортов - куриное, мясо кролика, хорошо проваренное,
  • рыба тушеная
  • из овощей можно употреблять белокачанную (немного)  капусту, цветную,  брокколи, готовить овощи надо на пару или отваривать, полезна тушеная морковь.
    в случае пониженной кислотности при гастрите можно ввести в рацион небольшое количество цитрусовых,
  • полезен мёд,
  • настои лопуха, компоты из крыжовника, брусники, чай с сахаром,
  • можно употреблять кисломолочные продукты, но следует исключить молоко.

Следуя этим правилам правильного питания и рекомендациям вашего лечащего врача вы почувствуете себя лучше, бодрее, а болезнь покинет вас навсегда.

Будьте здоровы!