Насморк! Что это временное неудобство или история с продолжением.

Как правильно лечить насморк

С физиологической точки зрения наш нос – это входные двери нашей дыхательной системы. Важную роль играет как внутреннее строение носа, так и внешняя форма.

НОСЫ и НОСИКИ

Когда мы вдыхаем. Воздушная струя направляется через нос дугообразно вверх, откуда спускается вниз. При выдохе – в обратном направлении. Анатомическое строение носа обеспечивает выполнение основной функции – согревание и очищение воздуха, поступающего в легкие. Носы разной формы приспособлены к разным факторам внешней среды. Жителям стран, где преобладает ветряная и холодная погода, дарованы длинные и узкие носы – они более эффективно согревают воздух. Людям в жарком климате – плоские и короткие, создающие благоприятные условия для охлаждения воздуха. Кроме того носовая полость выполняет защитную и обанятильную функции. Поэтому нарушение нормального носового дыхания сказывается на состоянии всего организма.

Совет от нашего терапевта! Если нос постоянно заложен или «подтекает», проконсультируйтесь с врачом. Причиной затрудненного дыхания могут быть искривление носовой перегородки, последствие травм, врожденные аномалии развития и другие проблемы.

Носовая полость первой принимает удар от возбудителей респираторных инфекций. Если инфекция «осела» в носу, клетки его слизистой оболочки активизируют местные факторы защиты, что в быту и называются насморком, а по-научному – острым ринитом.

Совет от нашего терапевта! Использование медицинской маски, перчаток, одноразовых носовых платков, частое мытье рук и лица значительно снижает риск заражения. Пользуйтесь только одноразовыми салфетками или платками, чтобы не передавать инфекцию.

ПОДНИМАЕМ ИММУНИТЕТ

Частый и трудноподдающийся лечению насморк может быть признаком слабого иммунитета. Укрепить защитные силы организма поможет закаливание:

• Утром ополаскивайте лицо холодной водой или принимайте контрастный душ, после чего энергично растирайтесь полотенцем.
  • Вечером попробуйте «топтание» в воде. Налейте в таз воды (температура - 35°С), вода должна доходить до уровня щиколоток, походите, потопчитесь в импровизированном водоеме в течении минуты. С каждой последующей процедурой снижайте температуру воды на 2-3°С.
  • Чай с имбирем полезен при всех симптомах простуды и повышает иммунитет.

Совет от нашего терапевта! Чувствуете, что расклеиваетесь, появляется насморк?. Как вылечить насморк быстро? Рекомендуем лечебно-профилактические горячие ножные ванночки с добавлением горчицы, морской соли, настоями из трав. Отвар из трав готовиться следующим образом. Берем в равных количествах тысячелистник, корень аира, душицу. 100г смеси залить 2 литрами кипятка, довести до кипения, остудить и вылить в таз. Эта процедура очень хорошо поможет одолеть насморк, если лечение начато вовремя. Но если температура тела поднялась выше нормы – то парить ноги нельзя, т.к. данная процедура окажет дополнительную нежелательную нагрузку на сердце.

Замечательное народное средство при простудном насморке: меленько нарезать или натереть несколько зубчиков чеснока или половинку луковицы, положите в стакан, поднесите к носу и сделайте несколько вдохов выдохов в течение 1 минуты. Повторите процедуру 3-4 раза за сутки. Каждый раз делайте новую порцию «лекарства».

ВЫБИРАЕМ КАПЛИ

Основной проблемой при насморке является затрудненное дыхание из-за отека слизистой носа. Для снятия отека используют сосудосуживающие капли. Но применять такие капли можно не дольше 7-10 дней. Более длительное использование таких капель может привести к развитию медикаментозного насморка и носовых полипов, повышению артериального давления. Альтернатива сосудосуживающим каплям являются капли на масляной основе. Пользоваться такими каплями можно дольше. Эти капельки не вызывают зависимости.
Совет от нашего терапевта! Очень полезны солевые ванночки. Эта процедура поможет быстро вылечить насморк. В стакан с теплой водой добавить соли на кончике ножа и с помощью пипетки несколько раз промыть нос солевым раствором. Вместо раствора соли можно применить раствор календулы. Готовиться раствор аналогично предыдущему, но вместо соли в стакан с теплой водой добавляется несколько (3-7) капель настойки календулы. В конце процедуры необходимо по мере возможности хорошо отсморкаться.
В настоящее время в аптеках продаются готовые солевые растворы для промывки носа.

ВОЗМОЖНО ВОЗНИКНОВЕНИЕ ОСЛОЖНЕНИЙ

Если появились болезненные ощущения в области переносицы, под глазами или над бровями, повысилась температура, необходимо немедленно обратиться к врачу. Эти симптомы указывают на синусит (воспаление придаточных пазух носа). Сегодня при лечении синуситов используют современные капли и спреи, а также препараты для приёма внутрь. Они оказывают антибактериальное, противовоспалительное, противоотечное, разжижающее действие.
Острый ринит со временем может перейти в хронический: нос то и дело заложен, беспокоит зуд, чихание постоянное выделение слизи. В отличии от острого ринита при хроническом типе нарушение тонкое строение слизистой оболочки носовых ходов, а со временем происходит разрастание соеденительной ткани носа, увеличение толщины стенок и расширение их просвета, в запущенных случаях – поражение надкостницы и кости.

Причины хронического ринита разные:

• невыдержанные сроки лечения,
  • ослабленный иммунитет,
  • заболевание ротоглотки,
  • синуситы,
  • кисты и полипы носа,
  • болезни сердца,
  • проблемы с почками,
  • патологии печени,
  • заболевания легких,
  • плохая экология,
  • вредные условия труда,
  • постоянное курение

Совет от нашего терапевта! В самом начале болезни, буквально в первые дни появления насморка можно прогреть область у крыльев носа. Подогретая соль, песок, крупа насыпается в мешочек и прогревается область носа в течении 5-7 минут 2-3 раза в день. Вместо теплого мешочка можно приложить теплое сваренное вкрутую яйцо. Но подобная процедура категорически противопоказана при гнойном отделяемом из носа.

АЛЛЕРГИЯ

Аллергический насморк начинается с чихания, зуда в носу, отёка слизистой и обильных жидких выделений. Может наблюдаться зуд в глазах и слезотечение. Симптомы аллергического насморка, как правило, сильно проявляются в период цветения растений, когда воздействие аллергенов наиболее интенсивно. Подобного рода насморк называют сенной лихорадкой или поллинозом. При аллергической реакции на пыль, шерсть животных, споры плесени и грибов, пищевые и другие аллергенты неприятные симптомы могут проявлятся в любое время года.

Совет от нашего терапевта! Постарайтесь выяснить, на какой аллерген вы реагируете, и по возможности старайтесь избегать провокатора. При аллергическом насморке на помощь придут антигистаминные препараты, но применять их надо только по назначению врача.

КУДА ИСЧЕЗЛО ОБОНЯНИЕ?

Одним из осложнений насморка является гипосмия – снижение функции обоняния. Посредством его человек ощущает запахи в воздухе и аромат пищи. Все это возможно благодаря тому, что в носовой полости находятся  рецепторы обонятельного анализатора, через которые проходит воздушный поток при дыхании. Кроме того в носовую полость выходят окончания тройничного нерва. Они сразу улавливают опасносные для жизни человека вещества, и тогда наступает рефлекторная остановка дыхания. Если вы стали плохо ощущать различные запахи, сразу обратитесь за помощью к врачу. Ведь отсутствие обоняния может быть причиной отравления бытовым газом, химическими реагентами, агрессивными жидкостями.

Совет от нашего терапевта! Иногда с гипосмией помогают справиться народные средства. Вскипятите воду, добавьте 10-12 капель сока лимона и 1 каплю мятного масла (в расчете на 1 стакан воды). Дышите над паром по 2-3 минуты каждой ноздрей, делая неглубокие вдохи. Курс – по 1 процедуре в течение 10 дней или через день.

Будьте здоровы!